Изучение астрономии в школе: каким оно должно быть

Преподавание астрономии в школе (в качестве обязательного либо факультативного предмета) имеет определённые цели. Учебная дисциплина «Астрономия» призвана дать школьникам систему научных знаний и определенных умений на основе и в единстве с усвоенными знаниями, сформировать научное мировоззрение, научное и творческое мышление школьников, воспитать у них ценностное отношение к астрономической науке. Ведущим компонентом для астрономии являются научные знания. Школьная астрономия, которая знакомит учащихся с картиной строения и эволюции Веселенной и вооружает их знаниями, необходимыми для научного объяснения различных небесных явлений, представляет собой, прежде всего, общеобразовательный мировоззренческий предмет, находящийся на стыке естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.

Школьный курс астрономии должен способствовать формированию у учащихся астрономических понятий, помочь в усвоении основных идей, теорий и законов, лежащих в основе современной астрономии, сформировать научное представление о строение Солнечной системы, нашей Галактики и крупномасштабной структуры Вселенной, а так же о её эволюции, выработать способность к пониманию сущности и умению научно объяснять наблюдаемые на небе астрономические явления, научиться использовать результаты практической астрономии в повседневной жизни, обращаться с астрономическими приборами, звёздными картами и атласами.

Успех обучения школьников астрономии во многом зависит от содержания учебной (рабочей) программы, которая основывается на содержании федеральных образовательных стандартов, учебников и учебных пособий. Представляется, что программа обучения астрономии должна предусматривать изучение вопросов сферической и практической астрономии, небесной механики, астрофизики и космологии, делая акцент на астрофизику и проблемы эволюции во Вселенной, знакомить учащихся с основными историческими вехами в развитии астрономии, давать им представление о ведущих методах исследования в астрономии и астрофизике, включая внеатмосферные методы регистрации невидимых лучей от космических объектов с помощью средств космонавтики, знакомить с достижения космических исследований Луны, планет и других тел солнечной системы непилотируемыми космическими аппаратами.

Содержание курса астрономии для общеобразовательных учреждений должно обеспечивать понимание роли астрономии в повседневной жизни современного общества, формирование системы астрономических знаний и умений, понимание материальности мира, причинно-следственных связей в астрономических явлениях, универсальности закона всемирного тяготения, и т.д. Представляется целесообразным включить в предмет обучения астрономии такие темы, которые ранее обычно замалчивались: астрологические прогнозы и отношение к ним академической науки, посещение Земли неопознанными летательными аппаратами (НЛО), споры о существовании внеземных цивилизаций. Учащиеся узнают об этом из литературы и средств массовой информации, однако научные взгляды по данным вопросам им неизвестны.

В настоящее время приходится констатировать, что преподавание астрономии в некоторых школах поставлено неудовлетворительно. Бывает, что в школах не проводятся положенные по программе наблюдения; мало используются наглядные пособия и инструменты, учителя не всегда обладают достаточной квалификацией. Осложняется это тем, астрономию то включают в перечень обязательно изучаемых предметов, то исключают из него. А для нормального школьного образования прежде всего требуется стабильность. И учителя, и ученики должны быть уверены, что изучаемый ими предмет вдруг не исчезнет из школьной программы (или наоборот, неожиданно не возникнет обязательное изучение предмета, по которому фактически нет подготовленных учителей, школьных учебников и необходимого оборудования).











.

3 комментария

  1. Виктор:

    Зачем на астрономии учить ещё и астрологию? Какое отношение она имеет к науке? Астрология появилась в ту пору, когда научная астрономия была в зачаточном состоянии, и люди не знали, что собой представляют звёзды и планеты. Но сейчас-то об этом прекрасно известно! Так зачем же ещё и про «Овна в Водолее» и прочую ненаучную чепуху на уроках рассказывать? Сейчас почти любое популярное радио включи – везде астрологические прогнозы. Деваться от них некуда.

    Нравится

  2. Астроном:

    Вот именно поэтому как раз и было бы небесполезным рассказывать на уроках астрономии о ненаучности астрологии. В своё время астрология очень сильно астрономии помогла, и многие знаменитые астрономы были по совместительству астрологами. А сейчас, конечно же, астрология себя изжила, но поскольку она пользуется большой популярностью, объяснять её ненаучность, думается, необходимо.

    Нравится

  3. Наталья:

    Любителей астрологии очень много как раз потому, что на уроках астрономии в школе им о её бессмысленности и ненаучности не рассказывали. Вот они теперь и верят, что созвездия могут влиять на их жизнь и судьбу. Мне кажется, что современная школа должна не игнорироваться суеверия, связанные с какими-то объектами и явлениями внешнего мира, а рассказывать об их реальном значении в соответствии с данными науки.

    Нравится

Оставить комментарий